Бизнес портал

Проблема классификации бизнеса

Известно, что в экономике существует разделение бизнеса на малый и крупный. Однако под этими терминам в России и на Западе понимают совершенно разные вещи. В России всегда существовало деление предприятий по критерию масштаба (численность работающих, стоимость основных и оборотных фондов, объем производства продукции и другие показатели). На Западе дело обстоит иначе. Принципом, на основании которого осуществляется это деление, является организационно-правовая форма компании.

C точки зрения западной экономической науки крупный бизнес характеризует не возраст компании, объем продаж или количество работающих на предприятии — к данной категории можно отнести только бизнес публичный, т. е. компании, осуществляющие деятельность в форме открытого акционерного общества, акции которых котируются на бирже. Компании, где владельцем выступает ограниченный круг лиц, принимающих активное участие в оперативном управлении организацией (закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью либо индивидуальные предприниматели), представляют малый бизнес.

Понятие «средний бизнес» на Западе отсутствует. (Несмотря на то что в экономической теории существует понятие Small and Medium-sized Enterprises (SME), автор придерживается мнения западной экономической школы, которая четко разделяет бизнес на публичный и малый, т. е. тот, которым управляют непосредственно собственники. — Прим. авт.1) Наиболее ярким примером, подтверждающим данную точку зрения, можно считать компанию «ИКЕА». Ингвар Кампрад, основатель компании, называет свое детище не иначе как «самое большое в мире малое предприятие». Малое, потому что компания частная, не публичная, не имеющая внешних акционеров; самое большое, потому что оно действительно самое большое по обороту частное, т. е. малое, предприятие. Когда Кампрада спрашивают, почему он не акционирует свою компанию, то он отвечает: «Тогда я не смог бы вести бизнес так, как мне того хочется. «ИКЕА» никогда бы не открыла магазин в России и не смогла бы вести закупки в Китае. Акционеры просто не разрешили бы этого! Денег на развитие бизнеса и для других инвестиций у меня и так хватает. Компания приносит достаточно прибыли».

В самом деле, даже в годы, когда основные мировые рынки находились в фазе спада, «ИКЕА» демонстрировала 15%-ный рост продаж. Компания не испытывает недостатка в средствах, ее капитал удваивается каждые пять лет.

Все публичные западные компании подпадают под действие закона о биржах, а в США еще и под действие закона Сарбейнса — Оксли и подают декларацию о рисках, которая оценивается в соответствии с методикой COSO ERM (The Committee of Sponsoring Organizations of Treadway Commission, Enterprise Risk Management). Любое решение, в соответствии с данной методикой охарактеризованное как рискованное (даже в небольшой степени), сразу же блокируется акционерами. На Западе преобладала точка зрения, что российский рынок очень рискованный, что здесь вообще нельзя заниматься бизнесом. «ИКЕА» явилась первой розничной сетью, которая пришла в Россию.

Рейтинг: 
0
No votes yet